47 лет назад, 27 марта 1968 года, во время учебно-тренировочного полета на стандартном истребителе погиб Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт планеты Земля.
В тот день в 10 часов 19 минут с аэродрома "Чкаловский" взлетела "спарка" МиГ-15 УТИ бортовой номер 18, пилотируемая летчиком-космонавтом Юрием Гагариным и полковником ВВС Владимиром Серегиным. По плану авиаполка Гагарин должен был выполнить в этот день три тренировочных полета, чтобы получить доступ к самостоятельным вылетам после долгого перерыва, связанного с подготовкой диплома. Но эта тренировка стала для первого космонавта Земли и его напарника последней.
Все переговоры с руководителем полетов на земле вел Гагарин. Через несколько минут после взлета 625-й (таков был его позывной) доложил о входе в пилотажную зону и запросил разрешение на выполнение полетного задания. Разрешение было получено. А далее произошло странное.
Всего через четыре минуты вместо положенных двадцати Гагарин доложил о выполнении задания и готовности выйти из зоны. Запрос был неожиданным, но рапортовал Гагарин спокойно, и руководитель полета посчитал, что командир полка Серегин принял решение о сокращении программы тренировки, и не стал запрашивать дополнительного подтверждения.
– 625-й, разрешаю.
– Понял, выполняю.
Это были последние слова Юрия Гагарина, зафиксированные на пленке. Через минуту "спарка" на скорости 700 километров в час врезалась в землю неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области.
За десятилетия, прошедшие с момента этой катастрофы, были проведены бесчисленные экспертизы и эксперименты, высказаны самые разнообразные, порой безумные, версии, но однозначного ответа на вопрос: что же произошло 27 марта 1968 года, так и нет...
***
... 47 лет назад не стало человека, улыбку которого знал весь мир, человека, олицетворявшего наши победы и веру в собственные силы, человека, превратившего простое русское "поехали" в национальный символ.
Гагарин в оранжевом комбинезоне и белом шлеме с красными буквами "СССР" на космодроме, Гагарин, разговаривающий за несколько минут до старта по радио с Королевым о колбаске, которой хорошо закусывать самогон, Гагарин, идущий по красной ковровой дорожке и ежесекундно рискующий наступить на развязавшийся шнурок, Гагарин, приветствующий гигантские толпы, скандирующие в едином порыве: "Космос наш!"...
В декабре 1967 года он уже на посту заместителя начальника по летно-космической подготовке пишет рапорт, требуя допустить его к полетам: "Считаю морально неоправданным находиться на должности, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава". В этом весь Гагарин. Наш Гагарин.
Вечная память и слава первому космонавту, гражданину СССР, коммунисту Юрию Алексеевичу Гагарину!